В России стандартизируют деятельность психолого-медико-педагогических комиссий

С 49-й Международной физической олимпиады в Португалии российская сборная привезла 4 золотые и 1 серебряную медали

27 июля в Министерстве образования и науки Российской Федерации (после завершения реорганизации – Минпросвещения России) под председательством Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой состоялось заседание Совета Минобрнауки России по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов.

Открывая заседание, Министр обозначила основные темы для обсуждения.

- Нам необходимо подвести итоги экзаменационной кампании этого года, понять, были ли проблемы с организацией сдачи государственной итоговой аттестации для наших детей с особыми образовательными потребностями, как они решались, какие меры необходимо предпринять на федеральном уровне, - сказала Ольга Юрьевна.

Она отметила, что особое внимание необходимо уделить качественному улучшению деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

- Пора перейти к унификации деятельности наших ПМПК, они должны работать по единым образцам и стандартам, – подчеркнула Ольга Юрьевна.

С докладом о нормативной правовой базе организации и сдачи государственной итоговой аттестации обучающимися с особыми образовательными потребностями на заседании выступил директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Е.А. Сильянов.

- За 5 лет действия нового закона об образовании, подзаконных актов, правоприменительная практика показала, что назрела необходимость вносить корректировки в действующие нормативные акты, в первую очередь, в порядок деятельности психолого-медико-педагогических комиссий. Хочу отметить, что универсальной формы заключения ПМПК сегодня не существует. В утверждённом приказом Минобрнауки перечне направлений деятельности ПМПК нет направления деятельности о подготовке по результатам обследования лиц с инвалидностью и ОВЗ с рекомендацией по созданию специальных условий проведения именно государственной итоговой аттестации. Мы понимаем, что необходимо отразить это направление деятельности ПМПК в положении, причём, сделать это как отдельное направление деятельности. Самое главное, мы считаем, что необходимо унифицировать форму по прохождению ГИА, которую выдаёт ПМПК, – сказал Е.А. Сильянов.

Министр просвещения О.Ю. Васильева резюмировала, что ПМПК не должны превратиться в бюрократический инструмент.

- При определении деятельности ПМПК важно не «скатиться» в набор требований, важно учитывать особенности каждого человека, который обращается в эту комиссию. Когда ребёнок приходит в ПМПК, определяется его судьба - куда и как дальше. Но возникает вопрос: «А судьи кто?». И какая у них профессиональная квалификация? Я думаю, мы должны позаботиться о самом главном: в ПМПК должны работать действительно очень профессиональные люди, потому что там определяется судьба ребёнка. Эта тема очень высоконравственная и высокопрофессиональная, и одно без другого быть не может, - резюмировала Ольга Юрьевна.

На заседании также выступила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Н.А. Наумова.

- Мы сделали важный шаг, когда стали детализировать и делать максимально комфортной процедуру проведения итоговой аттестации не просто для детей с ОВЗ, но и учитывать особенности каждой из нозологий. При повышении квалификации педагогов в текущем году мы особое внимание уделили модулю по работе с детьми с ограничениями здоровья. Для этих ребят мы создали открытый банк для подготовки к итоговой аттестации, а также открыли телефон «горячей линии» не только в период проведения итоговой аттестации, но и сейчас, когда ребята уже подают документы в вузы и организации СПО, если что-то непонятно, мы обязательно даём им разъяснения, - сообщила Н.А. Наумова.

Она информировала, что сегодня уже 79% выпускников школ с ОВЗ сдают экзамены в форме ЕГЭ.

- Более того, ребята не просто сдают экзамен, они сдают его успешно, они мотивированы на высокий результат. Ежегодно растёт число ребят, показавших высокие баллы – это более 80 процентов, и уменьшается количество детей, которые не справились с пороговыми значениями, чтобы успешно сдать экзамен. Мы видим также, что растёт количество инвалидов, которые поступают на бюджетные места, – отметила Н.А. Наумова.

Также на заседании обсудили вопрос организации обучении детей с дислексией. Работу по этому направлению осуществляет созданная при Совете рабочая группа по вопросам организации образования обучающихся с нарушениями речи, которая готовит предложения по совершенствованию нормативной базы и повышению доступности логопедической помощи детям, в частности ведётся разработка примерного положения о деятельности логопункта общеобразовательной организации.

Заседание Совета транслировалось в прямом эфире на сайте ведомства, в онлайн-режиме участие в нём смогли принять специалисты органов управления образованием, курирующие вопросы образования лиц с ОВЗ, представители образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, родители детей с ОВЗ и инвалидов.

Справочно

Предыдущее заседание Совета Минобрнауки России по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов состоялось в феврале текущего года и было посвящено ресурсным учебно-методическим центрам по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе вузов, а также развитию сети федеральных ресурсных центров по организации комплексного сопровождения детей различных нозологий.

Галерея

Запись на курс

Записаться
Нажимая «Записаться», Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо,
вы записались на курс!

Номер вашей заявки: №1284.